Оповещения от Киноафиши
Скоро в прокате «Братья» 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Меню
English Русский
favorites

«Страсти Христовы»: Рецензия Киноафиши

«Страсти Христовы»: Рецензия Киноафиши

Мел Гибсон – удивительный человек. В то время как большинство людей, именуемых творческими натурами, стараются по-своему перетолковать христианство, изымая из него тайну и парадокс и добавляя рациональных аргументов, житейского здравомыслия и каких-нибудь общечеловеческих ценностей, Гибсон остается верен древней традиции, не дающей сделать из себя детскую книжку-раскраску или учебник по маркетингу. Осуждая решение II Ватиканского собора, разрешившего священнослужителям проводить мессы на родном языке, Гибсон назвал Ватикан «волком в овечьей шкуре»: отказ от богослужений на латыни и иерархические интриги лишь дискредитируют, по мнению звезды «Храброго сердца» и «Смертельного оружия», католическую церковь. Сам Гибсон входит в группу консервативных католиков «Святая семья» и каждое воскресенье посещает часовню в Малибу, построенную на его деньги, где мессы проводятся только на латыни. Поэтому не удивительно, что «Страсти Христовы» сняты не на английском, а на латыни и арамейском, причем Гибсон вначале даже планировал выпустить фильм без субтитров. Обычно режиссеры, снимающие фильмы об Иисусе Христе, впадают либо в сентиментальное сюсюканье, столь характерное для нынешних протестантов, либо в ересь, в той или иной степени отрицая божественность Христа и весь круг догматов, выработанных многовековой христианской традицией. К первой категории относится, например, «Иисус» Джона Криша и Питера Сайкса (1979), заканчивающийся слащавым и пошлым разъяснением того, что только что происходило на экране, и едва ли не списком адресов, куда можно обратиться по просмотре. К фильмам второго рода можно причислить «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе (1988) и телефильм Роджера Янга «Иисус» (1999), входящий в цикл библейских фильмов, снятых различными режиссерами в преддверии миллениума. «Евангелие от Матфея» Пазолини вышло какой-то странной патетической скороговоркой; знаменитый же проект «Иисус Христос – суперзвезда» вообще сложно отнести к чему-либо ввиду откровенной бредовости содержания. Единственной картиной, соединившей в себе художественную силу и богословскую глубину, был «Иисус из Назарета» Франко Дзеффирелли (1977). Гибсону удалось, пожалуй, создать еще более мощную и проникновенную кинофреску. «Страсти Христовы» – своего рода культурный шок. Пугающая достоверность в изображении исторических событий (почти весь фильм так или иначе связан со сценами кровавых побоев, что было ошибочно принято публикой за натурализм) одухотворяется иконичностью изображения и силой богословских ходов. Когда Мария подходит к своему окровавленному Сыну, несущему крест по дороге, на которой выстроились кошмарные, будто только что сошедшие с картин Босха персонажи (кстати, ряд эпизодов почти полностью следует босховской прорисовке), Он говорит Ей: «Се, творю все новое». Будучи сказаны не во время проповеди, а в момент величайшего страдания и унижения, эти слова обретают особую – парадоксальную – наглядность: Крест есть путь, и истина, и жизнь. Если воспоминания Христа, несущего крест или уже висящего на нем, и воспоминания Марии и Магдалины отмечены определенным психологизмом, то все, что происходит в настоящем времени, – священнодействие, мистерия. Жесты персонажей сдержанны, слова скупы, камера точна и аккуратна. Внешнее действие отдано статистам – разъяренной толпе иудеев, требующих распять Иисуса, и свирепствующим римским легионерам; экспрессия же главных героев дана через взгляд, положение рук, средние планы склоненного тела и неистерических, почти сухих слез, сбегающих по обездвиженному страданием лицу (лишь Магдалина эмоционально несколько выделяется на фоне следующих вместе с нею за Христом Марии и Иоанна). Все актеры играют превосходно, минимумом слов и жестов выражая максимум смысла. Но среди «лиц второго плана» отмечу Сатану, тонко и необычно решенного режиссером и блестяще сыгранного Розалиндой Челентано. Это змееподобное – в пластическом смысле – создание с мертвенно-бледным лицом и бесцветными холодными глазами (сравните с ярко-карими глазами Христа!), лишенное сколь-либо явных признаков возраста и пола, – без всяких спецэффектов, одной лишь тенью улыбки способно повергнуть в ужас. Если Понтий Пилат олицетворяет сомнение, сомневающееся даже в себе самом («что есть истина?»), то Сатана – сомнение, которое абсолютно спокойно, самодостаточно и самодовольно. Бесстрастный сарказм этого существа достигает высшей точки в акте богохульства, когда позади легионеров, смотрящих, как бичуют Христа, оно (они? он? она?) идет, изображая Богоматерь с Младенцем... Иногда актерам, садящимся в режиссерское кресло, удаются поразительные вещи. Таковы, например, «Мертвец идет» и «Колыбель будет качаться» Тима Роббинса, или «Страж перекрестка» и «Обещание» Шона Пенна, или «Август» Энтони Хопкинса – английская версия «Дяди Вани». Таковы же и «Страсти Христовы» – третья картина Мела Гибсона в качестве режиссера и первая в качестве сценариста. Безусловно, это один из самых гениальных фильмов, снятых за всю историю мирового кино. Vlad Dracula

Незаслуженно забытый советский фильм, который стоит посмотреть: развод Меньшова и Алентовой сделал его особенным
Финал уже близок: на сериал «Уроки китайского» возлагали большие надежды, но, кажется, зря
71 этаж и пустой холодильник: как выглядит квартира Светланы Ходченковой в элитном районе
В Центробанке России обожают аниме, и даже назвали 5 лучших тайтлов — для тех, кто выгорел и хочет перемен
Лучший SciFi фильм всех времен снял Кристофер Нолан — но это не «Интерстеллар»: вот о какой картине речь
Вся жизнь под липовым ФИО: почему Леонид Броневой презирал отца и стыдился своей фамилии
«Правда всегда...» торжествует или существует? Как хорошо вы запомнили цитаты из «17 мгновений весны»
Как это СССР не при делах?! Почему европейцы считают «Москва слезам не верит» почти что голливудским кино
Противоречивый слух о съемках «Сияния» Кубрика оказался просто слухом — и для фильма это отличная новость
«Злая» уже собрала в прокате целое состояние — хватит еще на 3 новых фильма
Что было в шкатулке управдома? Сложный тест на знание мелких деталей из советских фильмов
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше