Оповещения от Киноафиши
Скоро в прокате «Проклятие. Паранормальное видео» 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Меню
favorites
Ваши билеты в личном кабинете

«Суррогаты»: Рецензия Киноафиши

«Суррогаты»: Рецензия Киноафиши

С годами, что вполне естественно, Брюс Уиллис становится все старше – и спасать мир ему, соответственно, все тяжелее. Поэтому на улицы он выпускает своего кибердвойника с омоложенным кукольным лицом, а сам, поседевший, небритый и помятый временем, сидит в стимуляционном кресле и по мере сил управляет происходящими вокруг социальными процессами. Мир спасает, опять же.

Впрочем, несмотря на банальную режиссуру Джонатана Мостоу, сведшего всё к спасению мира Брюсом Уиллисом, появление «Суррогатов» вызвано отнюдь не только коммерческими причинами. Недаром картина вышла почти одновременно с «Геймером» Невелдайна и Тейлора. В сущности, оба опуса говорят ровно об одном и том же – о полном сращении реального и виртуального, о том, что «нельзя самому по улицам ходить», ибо нужно, как гласит реклама самих суррогатов, «оградить свою жизнь от любого риска и опасности». Даже фигура толстяка, который, сидя в кресле, управляет разгуливающей в реале красоткой, у Мостоу и Невелдайна с Тейлором одна и та же (разве что в «Геймере» этот персонаж жирнее и гротескнее).

Несмотря на благостный оптимизм развязки, обеспеченный появлением Брюса всемогущего (так сказать, суррогатного отца планеты Земля) в шахтерской фланелевой рубашке, «Суррогаты» – вполне точный диагноз, поставленный современному обществу комфорта и потребления. Во-первых, это – общество тотальной манипуляции, где человек существует лишь посредством дубликатов-двойников, причем с капитально улучшенной внешностью. Во-вторых (делаем неизбежный логический шаг), это – общество социальной анонимности: «Детка, я не знаю, кто ты вообще: вполне возможно, со мной говорит потный, вонючий мужик, склонный к извращениям». В-третьих, в этом обществе анонимных суррогатов теряется в итоге почти всякая идентичность: тот, кто выглядит живее всех живых, на поверку также может оказаться машиной. Тут, кстати, авторы фильма придумали забавный ход с цветом кожи, смешивающий все этнические карты, но его мы оставим читателю нетронутым.

Конечно, создатели «Суррогатов» не пошли по пути Филипа Дика, утверждавшего в своих произведениях, что и разум и чувства одинаково врут, а реальны только шизофрения и паранойя. Здесь, как и в «Геймере», и в «Матрице», и в множестве других известных и не очень известных творений североамериканского кинематографа, безраздельно царствует одна очень простая мысль: «настоящие, живые чувства» гарантируют полноценность происходящего. Мостоу и его сценаристы, опиравшиеся на графический роман Роберта Вендитти и Бретта Уэлделе, то ли делают вид, то ли и вправду не знают, что «настоящие, живые чувства» врут нам на каждом шагу, а суррогатность не обязательно искусственна: человек из плоти и крови точно так же, притом без всякого технического вмешательства, может стать суррогатом. Фокус-то ведь не в том, чтобы перестать «кодировать под нейронную сигнатуру» тот или иной аппарат заводской сборки либо же распять очередного «robopig» на границе двух территорий, на одной из которых обитают люди из мяса, а на другой – люди из термопластика. Нет, фокус в том, чтобы из живого, жилистого, наполненного мышцами и оплетенного артериями Homo sapiens выудить его неподлинность. Фокус в том, чтобы вообще понять, откуда взялась граница между «подлинным» и «неподлинным» и почему она так смертельно важна для человека, будучи ему подчас дороже самой жизни. Однако Джонатан Мостоу – не такого класса фокусник, чтобы поставить эти вопросы, а уж тем более – хорошо поставить ответы.

Vlad Dracula

Без Светки, но с новым соседом: 2 сезон «Букиных» будет больше похож на «Счастливы вместе»
Неплохо разбираетесь в кино? Догадайтесь по описанию — это советский фильм или голливудский блокбастер (тест)
Экзотическая любовь Сулеймана: как выглядела японская наложница, о которой ни слова в «Великолепном веке» (фото)
«Суперкровавый взрыв»: новый хоррор по Кингу уже сравнивают с «Гремлинами» — премьера в России совсем скоро
В «Великолепном веке» есть ляп, связанный с интерьером: некоторых предметов во дворце быть не могло
Нейросеть назвала 5 лучших советских фильмов: №1 оказалась не «Ирония судьбы» или «Бриллиантовая рука»
«Букины» получат второй сезон: почему создатели возродили старый сериал — мнение кинокритика
6 интригующих фильмов с неожиданным поворотом сюжета, заставляющим сердце биться чаще
Ланфрен-ланфра и что-то там: вы совсем забыли «Гардемаринов», если не ответите хотя бы на 3/6 вопросов теста
Как «Великолепный век», но фэнтези: в Турции выйдет новый фильм — в главных ролях Михримах и жена Озчивита
Прощай, «Анора»: фильм с Борисовым уберут из онлайн-кинотеатров — все из-за американцев
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше