Оповещения от Киноафиши
Скоро в прокате «Гампи. Собачья жизнь» 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Меню
favorites
Ваши билеты в личном кабинете

«Оз: Великий и Ужасный»: Рецензия Киноафиши

«Оз: Великий и Ужасный»: Рецензия Киноафиши

Правопреемники Уолта Диснея и продюсер Джо Рот, постановщик Freedomland, продолжают сочинять предисловия и послесловия к классическому волшебству, царствующему на протяжении последнего столетия в англосаксонских умах. Если действие бёртоновской «Алисы в Стране чудес» происходит через примерно двенадцать с половиной лет после исходных приключений, рожденных кэрролловским воображением, то сюжет, сочиненный авторами Oz the Great and Powerful (один из этих авторов, пулитцеровский лауреат Дэвид Линдси-Эбер, – создатель, оцените иронию судьбы, пьесы «Кроличья нора» и сценария к соответствующему фильму), рассказывает предысторию волшебника страны Оз и то, как он дошел до жизни такой.

Собственно, перед Сэмом Рэйми открывалась почти необозримая перспектива. Можно было последовать за Джоном Бурманом, в чьем гениальном «Зардозе» (Zardoz – это акроним-ошметок от Wizard of Oz) предстало метафизическое зазеркалье утопии; можно было – за Терри Гиллиамом, у которого в «Воображариуме доктора Парнаса» мастер фокусов пытается в самом сердце иллюзиона спастись от азартно играющего дьявола; наконец, в число вероятных образцов стопудово входил «Престиж» Кристофера Нолана, благо и там и там неспроста фигурирует на стыке циркового трюка и физики Томас Эдисон (в Oz the Great and Powerful ему посвящена целая лекция, прочитанная фарфоровой девочке). Но Сэм Рэйми, отец трех «Человеков-пауков», одного «Человека тьмы» и целой армии «Зловещих мертвецов», поступил так, как только и мог поступить глава столь сомнительного и шаткого семейства. Магическая телепортация ярмарочного фокусника Оза из черно-белого Канзаса 1905 года в одноименную ему аляповато-анилиновую страну Оз устроена лишь затем, чтобы предъявить очередную победу ласково-жуликоватого добра над столь же игрушечным злом, достигнутую посредством ряда простодушных приключений. Как всегда в таких случаях, звучит бессменная фраза «Нас немного, но нас не сломить!». Иногда, правда, Рэйми и его соавторов невольно заносит в пространство, на которое бы облизнулся сам Джордж Оруэлл, – это когда добрая ведьма восклицает: «Мы сильны, едины и непреклонны, и волшебник ведет наши ряды!» Кроме подобных реверансов в сторону Адольфа, Бенито, Иосифа и примкнувшего к ним Председателя Мао, создатели Oz the Great and Powerful периодически отвешивают остросовременные шуточки. Так, между табличками-указателями Emerald City и Dark Forest висит табличка China Town, а летающая мартышка-портье предлагает «улучшить инфраструктуру и обновить кирпичи на желтой дороге» (в этот момент на заднем плане дергаются чудовищнейше нарисованные, деревянные кони, наглядно демонстрирующие, что продюсерам не хватило денег на анимацию). Местами картина даже не лишена игривых эротизированных двусмысленностей: «Он действительно волшебник, если заставил меня испытать такое». Мила Кунис плачет кислотой и жует генно-модифицированное яблоко (элегантный режиссерский книксен перед «Белоснежкой»), Джеймс Франко весь фильм глуповато улыбается (Роберт Дауни-младший, изначально планировавшийся на заглавную роль, сыграл бы в тысячу раз лучше), а история почти чеховских трех сестер заканчивается тем, что одна из них превращается в женский аналог Халка. Остальное совсем уж банально.

Рэйми мог бы сделать свое новое творение чуть более самоироничным, представь он путешествие в страну Оз результатом падения с воздушного шара, со ступенек циркового вагончика или следствием энергичного хука разъяренного силача (в начале фильма подобных телодвижений навалом, да и параллелизм персонажей (например, канзасская возлюбленная фокусника идентична с доброй ведьмой, а его канзасский же помощник наделяет своим голосом и сказочного помощника – мартышку-портье) подталкивает именно к такому ходу), но всё здесь – абсолютно и беспардонно чистая монета. Несмотря на сплошное профессиональное надувательство «в анамнезе».

Сергей Терновский

Советские Ромео и Джульетта не впечатлили современную молодежь: за что в Сети терпеть не могут фильм «Вам и не снилось…»
Сейчас уже мало кто вспомнит: вот в каком году вышел первый сезон любимых «Сватов»
«Было страшно»: Иван из «Аноры» раскрыл детали съемок у гения Шона Бейкера
Долгожители с непростой судьбой: как сейчас выглядят главные актеры «Клона» (фото)
Смотрели все, а помнят — единицы: уверены, что знаете все о сериале «Клон»? (тест)
Если до дыр засмотрели «Интерстеллар»: 3 российских фильма про космос, которые если и уступают шедевру Нолана, то самую малость
Кем работает Надя Ерохина из фильма «Девчата»? Комедию смотрели все, а ответ помнят немногие
От «Интерстеллара» до «Темного рыцаря»: ответьте на 5 вопросов и узнайте, какой вы фильм Нолана (тест)
Этот сериал собрал большинство стереотипов о Франции: зрители негодуют, но оторваться не могут
Этот Sci-Fi фильм обошелся в 3,3 раза дешевле, чем «Интерстеллар»: у него высокий рейтинг, а в главной роли звезда «Оппенгеймера»
Вынудили Финчера снимать новую «Игру в кальмара»? Почему Netflix закрыл «Охотников за разумом»
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше