«Эволюция»: Рецензия Киноафиши
На ландшафте антиутопий под конец года появился фильм «Эволюция» от француженки Люсиль Адзиалилович. Последняя работа жены завсегдатая Каннского кинофестиваля Гаспара Ноэ под названием «Невинность» вышла в 2004 году и также являла собой полную тайн историю о юных созданиях. Правда, в этот раз своё внимание режиссёр переключила с девочек на мальчиков, представив очередную смесь безнадёжности и страха, рассказанную по-детски наивно, но при этом профессионально. Ну а по уровню провокационности Адзиалилович недалеко ушла от своего супруга.
Об окружённом бесконечным водным пространством острове неизвестно практически ничего. Ясно только, что его населяют исключительно мальчики, которых воспитывают безбровые женщины (взрослых мужчин и маленьких девочек здесь нет). Питаются на острове грязной жижей с червяками, и каждый день мальчики пьют неизвестное лекарство, которое явно никого не лечит. Технического прогресса, свойственного антиутопиям, здесь нет и в помине: все технологии, которые нам показывают, сводятся к УЗИ аппарату и одному на всех телевизору. И, естественно, от мальчиков, как и от зрителей, скрывают страшную тайну.
В центре сюжета оказывается юный Николя, который однажды, устроив подводный заплыв, обнаруживает на дне труп мальчика с морской звездой на животе. Услышав от сына рассказ о бездыханном теле, мать пытается убедить его, что всё это выдумки. Но чем больше герой начинает понимать о происходящем и говорить об этом, тем чаще он оказывается на операционном столе, где медсёстры вкалывают ему в живот очередное «лекарство» без лишних объяснений. И зрителю, подобно следователю, вместе с Николя предстоит разгадать, что же на самом деле происходит.
Кто-то скажет, что перед нами очередная больная фантазия на тему «Повелителя мух», но своей идеей фильм куда ближе к «Джеки в царстве женщин», кстати, тоже французской антиутопии. Правда, если там любопытное размышление на тему того, что было бы, если женщины подчинили себе мужчин и стали доминировать, сокрыто под комедийной оболочкой, то в «Эволюции» нет места для шуток. К скапливающимся внутри фантазиям по поводу того, как социум этого маленького островка пришёл к тому, к чему пришёл, добавляется ещё и давящая, угнетающая атмосфера, окунуться в которую согласится далеко не каждый современный кинозритель.
Фильму не занимать сюрреализма, и без психоделичной групповой обнажёнки ему было, естественно, не обойтисб. В нём немало крайне шокирующих и неприятных сцен, которые хоть и живописны в своей отвратительности, придутся не по вкусу людям с тонкой душевной организацией. Сам просмотр «Эволюции» напоминает, скорее, продолжительный сон, который приснился человеку, совершенно по-особенному впитывающему в себя искусство и решившему поделиться своим видением с миром.
«Сновидческое» ощущение также создаётся при помощи молчания. В «Эволюции» практически отсутствует музыкальное сопровождение и разговоры. Он полностью окутан тишиной, разбиваемой по большей части звуками рассекаемых о скалы волн. А ощущение, что нечто мертвенное повисло в воздухе, не отпускает до самого конца. Вопросы то и дело возникают в голове, но так и остаются, по большей части, без ответа, давая зрителям возможность использовать своё воображение и самим детерминировать происходящее.
Если вы готовы ненадолго распрощаться с разумом, чтобы отдаться эмоциональному восприятию, то атмосфера картины поглотит вас целиком. Увы, скептический настрой и нежелание обнажить свою чувственную сторону, просмотр, скорее, испортят. В таком случае, остаётся лишь уповать на фантастической красоты пейзажи и филигранно выстроенные, фотографичные кадры, которые впечатляют своим натурализмом.
В российском прокате с 17 ноября 2016 года.
Расписание и покупка билетов на фильм «Эволюция».
Трошина Олеся