Оповещения от Киноафиши
Скоро в прокате «Мегалополис» 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Меню
favorites
Ваши билеты в личном кабинете

«Джокер»: Рецензия Киноафиши

«Джокер»: Рецензия Киноафиши
Новая жизнь рассказа Чехова в механической иллюзионе

Экранизация рассказа Чехова «Женщина без предрассудков» – фильм «Джокер», едва появившись, уже получил внушительное количество наград. На Голливудском Фестивале Кинофильмов в Лос-Анжелесе картина получила целых пять наград: за режиссерскую работу, за лучшую мужскую роль, за лучшую женскую роль, за лучшую операторскую работу и как лучший игровой фильм. Роль Вольдемара (Дмитрий Гриневич) заслужила одобрение на Пятом Международном кинофестивале в городе Саусгемтон. Специальный приз «Литературной газеты» с 17-го Международного телекинофорума «Вместе!», диплом первой степени и приз зрительских симпатий с Первого Красноярского Международного кинофестиваля, главный приз с Международного фестиваля «Кино и Литература» в индийском городе Гургаон: с таким внушительным багажом «Джокер» смело выходит в прокат. Маленький ироничный рассказ Антоши Чехонте в киноадаптации превратился в сатиристическое полнометражное жизнеописание истории Максима Кузьмича Салютова (Олег Толкунов) и Лели (Дарья Щербакова).

Кадр из фильма «Джокер»
Кадр из фильма «Джокер»

Тогда как большая часть отечественной киноиндустрии поглощена бесплодными попытками угнаться за американским форматом, Александр Каурых и Сергей Охотин идут другим путем, возвращаясь к самым истокам кино – театру. Создатели «Джокер» называют не иначе как «механической иллюзионой». Предваряющие каждый эпизод механистические заставки-синопсисы выступают заменой антракту, заметна тщательная проработка роли каждым актером, привыкшим, что внимание зрителя в большинстве своем стихийно и неуправляемо, а вкрапление нарочито разговорного лексикона между литературными высокопарными фразами и акцентированная сценичность выделяют фильм посреди последних новинок отечественного кино.

Кадр из фильма «Джокер»
Кадр из фильма «Джокер»

Оператор Алексей Петрушкевич искусно объединяет все возможности как кино, так и театра. Акцент игрой света и тени на напряженных от возмущения мышцах лица Дарьи Щербаковой – пожалуйста, вовлечение элементов интерьера в актерскую игру – сколько угодно, ненавязчивое изменение положение реквизита ради наглядности ракурса - почему бы и нет? Экранизация позволяет передать без слов то, что будет сокрыто от зрителя за нагромождением обязательных предметов на сцене, и Петрушкевич в полной мере использует любую такую возможность. Меньше минуты экранного времени занимает то, что на печатных страницах расписывается в целый абзац авторской речи; оператор не гнушается и вовсе откровенного креатива ради визуализации, к примеру, маленькой подлой души Вольдемара или же романтизации Максимом своей возлюбленной.

Кадр из фильма «Джокер»
Кадр из фильма «Джокер»

Столь явное вовлечение камеры в процесс повествования хорошо оттеняет нарочито театрализованную игру актеров. Решение Вячеслава Ткача, выбравшего в качестве музыкального оформления вальс Глазунова и «Испанскую польку» Рахманинова, добавляет атмосферности, дополняет декорации дома-музея Марии Николаевны Ермоловой, в котором и происходит большая часть действий.

Персонажи, характеры которых едва ли были удостоены строчки в рассказе Чехова, в «Джокере» в полной мере раскрывают себя. Скованная дворянскими предрассудками и требованиями этикета Лидия Андреевна (Наталья Ковалева) дочери желает самой лучшей участи, искренне беспокоится о том, что Леля слишком много читает и, того и гляди, в финансы полезет наперекор мужниной воле. Актрисе удалось создать образ чопорной, но доброй матери. Ее муж, Григорий Павлович (Андрей Бажин), на первый взгляд кажется простоватым и неглубоким человеком, питающим слабость к алкоголю и перспективным молодым людям. В женихе превыше благородного происхождения он ценит ум, трудолюбие и спортивность «как у настоящего англичанина», а также перспективное будущее. Григорий Павлович искренен в своих словах и желанию помочь избраннику Лели сыскать милость будущей тещи.

Кадр из фильма «Джокер»
Кадр из фильма «Джокер»

С технической точки зрения, Толкунову есть чему поучиться в мастерстве актерской игры у семьи Щербаковых. Но, вместе с тем, его дебют можно смело называть удачным. Простая и немного неловкая игра хорошо раскрывает характер Максима Салютова в сценах, когда он чувствует себя явно не в своей тарелке, контрастируя с более порывистой, своенравной Лелей. Максим – добрый, сильный и терпеливый, но, при случае, и на место поставить может. Однако химия, которую создает весь актерский состав или же отдельная игра Толкунова и Щербаковой, неожиданно проигрывает сценам Вольдемара и Максима, на которых, как кажется, и концентрируется внимание сюжета. Признание и метания главного героя между выбором – быть ли бубновым королем или остаться джокером-шутом? – то, что было, по сути, задумано самим Чеховым, по эмоциональности и наглядности отступает на второй план по сравнению с собственными находками сценаристов и режиссеров Каурых и Охотина. Сцена признания тускнеет по сравнению со сценами разборок между старыми приятелями. Максим заметно оживляется с появлением Вольдемара на экране: Толкунов и Гриневич отлично сработались, перетянув на себя весь фокус внимания зрителя.

Кадр из фильма «Джокер»
Кадр из фильма «Джокер»

«Лучше быть в цирке клоуном, чем в жизни» - просто заявляет нам фильм на довольно наглядном примере, странным образом образуя кольцевую композицию, в которой с повторением фразы «а вы, оказывается, знакомы!» обозначается смена ролей Максима и Вольдемара с клоуна на члена семьи.

Как быть оригинальным во время первой брачной ночи? Что же было после «Женщины без предрассудков»? Что бы произошло, признайся Максим до самой свадьбы, и будь Леля старых нравов? Рассказ молодого Чехова, несомненно, получает достойную вторую жизнь в «Джокере», находке для любителей качественной сатиры и юмора, а также историй, где добро побеждает зло.

Потапова Галина

В прокате с 26 января 2017 года

Расписание и покупка билетов на фильм «Джокер»

Эти три казахских новогодних фильма выручат, если «Ирония судьбы» уже надоела
Чем на самом деле закончился фильм «Курьер»? Мало кто понял правильно
Тоже обожаете «Великолепный век»? Тогда пройдите тест и докажите всем, что вы самый преданный фанат
От фантастики до легкой комедии: 6 сериалов Нетфилкс, которые реально посмотреть за неделю отпуска
«Жизнь — это музыка»: только фанаты турдизи смогут угадать сериал по цитате (тест)
В «Великолепном веке» сильно исказили действительность: вот какой была судьба Махидевран на самом деле
Посмотри и верни романтику в отношения: 3 фильма с запоминающимися сценами поцелуев
Любите смотреть «Великолепный век»? Время узнать, в чей гарем вы бы попали (тест)
Три этих жутких фильма о проклятьях основаны на реальных событиях: даже трейлеры смотреть страшно
Дар или проклятие? Этих великих советских актеров россияне вспоминают только в Новый год
24 звезды мира кино назвали любимые рождественские фильмы: а мы собрали их в классную подборку для вас
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше