«Из Уфы с любовью»: Рецензия Киноафиши
Судьбу простого парня по имени Урал можно было прочитать по одной улице его деревни. Там его дом, традиции которого бережно хранит бабушка, там его невеста, выбранная родственниками еще в детстве, там он должен создать свою семью… Символом всей этой деревенской предопределенности служило фамильное кольцо, которое Урал подарил своей девушке перед уходом в армию. Вернувшись, он обнаруживает, что та нашла себе нового парня в Уфе и продала кольцо. Тряся аксельбантами на свеженькой форме, Урал бегает по столице в поисках семейной реликвии, заводит друзей, а заодно и пару серьезных неприятностей.
Это легкая комедия Айнура Аскарова приобретает больший вес и очарование, когда выясняется история ее создания. Снятая за 5 млн рублей, что сравнимо с бюджетом хорошего рекламного ролика, чистый энтузиазм, и «Из Уфы с любовью» оказывается первой современной башкирской картиной, вышедшей за границы местных кинотеатров. При этом фильм сумел доказать и свою кассовою состоятельность, окупив затраты на собственное производство. Чем не повод для одобрительных похлопываний по плечу растущего кинематографа Башкортостана?
За наивностью и романтикой этих приключений в большом городе прячется известная история увядающих провинций и растягивающихся городов миллионников. Первые оказываются раем для детства и старости, вторые – для молодости, бурлящей от амбиций и жажды жизни. Под баянную музыку и шум ветра за кадром кто-то безмолвно рассуждает о традициях, хранителях нашей «самости», заложниками которой мы иногда становимся. Об этом, кстати, сегодня говорит и «Теснота» Кантемира Балагова, по-своему разговаривая о чувстве долга и болезненной привязанности. «Уфа» пестрит читаемыми и немного утрированными символами, вроде «поцелуев после свадьбы», с ноткой самоиронии и ни к чему не обязывающей морали.
А отобранный каст выглядит так, будто ни одному из актеров даже не пришлось особо перевоплощаться, как в якутском фильме «Костер на ветру», где все скорее жили, чем играли. Смотря на Аскара Нагаева, исполнившего главную роль, не покидает ощущение, что уже его где-то видел. Причем не на экране, а в жизни, настолько его местечковый акцент и приподнятые в вечном удивлении брови кажутся по-дружески знакомыми. Ну, а Эмиль Амиров, сыгравший Фарида, вообще находка этого кино – очаровательно бесится, стуча кулаком в грудь! Его персонаж – комедийная искра, без которой сюжет вряд ли смог бы разгореться в нечто сумасшедшее.
Визуально «Из Уфы с любовью» полностью оправдывает свое название, с нескрываемой гордостью и нежностью показывая лучшие городские локации, которые отлично играют в пользу эстетики кадра, хоть и иногда против правдоподобия. Плюсом оказываются съемки с воздуха, разворачивающие город на зрительских ладонях. Но, робости придает сбивчивая динамика фильма, то увлеченно перелистывающего кадры с драками и погонями, то зависающего на простых диалогах и предсказуемых сценах.
В целом, «Из Уфы с любовью» – прекрасная в своей чистоте и наивности башкирская картина, чудом вырвавшаяся за рамки региональных показов и оказавшаяся в российском прокате. Ценность и феномен работы в том, что мы видим не только проблемы, волнующие жителей республики, но заодно и местный кинематограф, медленно, но верно пробивающий себе дорогу в «большое» кино. В общем, это кажется еще одним поводом выйти из зоны блокбастерного комфорта и обратиться к чему-то, может, менее зрелищному, но гораздо более душевному.
Инна Син
Расписание и покупка билетов на фильм «Из Уфы с любовью»