Оповещения от Киноафиши
Скоро в прокате «Оставь это ветру» 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Меню
favorites
Ваши билеты в личном кабинете

«Голем: Начало»: Рецензия Киноафиши

«Голем: Начало»: Рецензия Киноафиши

Новое прочтение еврейского фольклора.

Конец XVII века, маленькая еврейская деревушка на территории Литвы. Безутешная мать Ханна (Хани Фюрстенберг), несколько лет назад потерявшая своего сына, продолжает попытки завести нового ребенка вместе с мужем Бенджамином (Ишай Голан). Затея это бесполезная и никакого результата не приносит. Тогда Ханна решает посвятить себя изучению древних еврейских текстов. Женщинам не дозволено изучать каббалу, однако Ханна при молчаливом согласии мужа занимается именно этим. И не зря. Скоро в общину вторгнутся недоброжелательные соседи ― их селения охвачены чумой, которой евреи избежали: они живут удаленно, практически не поддерживая контакты с иноверцами. Угрюмый Владимир (Алексей Тритенко) ставит им ультиматум ― или они вылечат его больную дочь, или же иудеям придется заплатить. Чудесное спасение народа от чумы трактуется другими как эксперименты с черной магией. Тогда Ханна, впитавшая в себя мудрость древних сакральных текстов, решает создать Голема. Ожившее существо из глины (выглядит большую часть времени как обычный мальчик) должно защитить евреев от нападок соседей, но на деле оказывается чуть ли не большей угрозой. Голем ― давний персонаж как еврейской мифологии, так и мировой литературы (например, одноименный роман Густава Майринка). До больших экранов он добрался тоже относительно рано ― в начале ХХ века режиссер и актер Пауль Вегенер снимает целых три фильма про это создание, самым известным из которых является «Голем, как он пришел в мир» (1920). В вегенеровской интерпретации глиняный человек, оживленный при помощи магии, может быть временным средством, которое вскоре обязательно срикошетит по создателям. Вот и режиссеры нового фильма Дорон и Йоав Пас выбирают то же самое понимание персонажа. Израильский «Голем: Начало» не делает создание чудовищным и устрашающим, поскольку оно выглядит как обычный живой мальчик, после того глина будет смыта. Но за этим детским обличием скрывается грозное оружие. И здесь сценарист Эриель Коэн делает небезынтересный сюжетный акцент.

«Голем: Начало»: Рецензия Киноафиши
«Голем: Начало»

Голем всегда был порождением мужских рук, а женщину всегда держали на дистанции от всего темного и сакрального. Однако в этом фильме именно Ханна, потерявшая своего сына и переживающая глубокую психологическую травму, решает уподобиться богу. Это любопытный фем-разворот древнейшей легенды делает ее актуальной в современном мире. При этом фильму поразительно не хватает сценарной изобретательности. «Голем: Начало» кажется слишком предсказуемым ― мы понимаем, почему Ханна создаст чудовище, к чему это приведет и чем все закончится. С другой стороны, это небезынтересная психологическая драма про женщину на грани нервного срыва. На Ханну давит маскулинное окружение, которое прямо-таки требует от нее родить ребенка, дать жизнь. Однако создание Голема трактуется ими как отступление от женской природы. Будучи продуктом национального производства, которое не в силах тягаться с голливудским массовым хоррором, «Голем: Начало» подкупает тем, что не превращается в кровавое месиво, лишь изредка позволяя себя всплески насилия. Фильм братьев Пас скорее наследует скромному авторскому фильму ужасов (первой на ум придет «Ведьма» Роберта Эггерса), который визуальными средствами старается достичь нужной атмосферы.

Марат Шабаев

Детектив и комедия в одном флаконе: «Подслушано в Рыбинске» порадовал не только игрой звезды «Слова пацана»
Объясняем сцену после титров в «Соник 3 в кино»: какие герои неожиданно оживут в 4 части?
Пошли по пути «Зимородка»? Фатиха подстрелят в новой серии «Клюквенного щербета»
Гомера не уволят с завода Бернса, даже если он устроит ядерный взрыв: в «Симпсонах» наконец объяснили, почему
Ругать нечего, хвалить почти не за что: каким получился новый мультсериал о Человеке-пауке
Русская классика по зубам даже иностранцам: 3 западных экранизации великого Чехова, за которые не стыдно
«Ку! Тест-дза-дза»: на 5/5 вопросов о лучших ролях Евгения Леонова правильно ответит лишь опытные киноманы
321 000 000 долларов и 7 «Оскаров»: Спилберга на «Список Шиндлера» вдохновил советский фильм
Мэрил Стрип чуть не погибла в пожаре в Калифорнии, и ее история спасения достойна отдельного кино
Пагубные привычки и страшная гибель – трагическая судьба Васи-угольщика из сказки «Огонь вода и… медные трубы»
Не эротический триллер с соблазнительной Кидман, а 2 часа самокопания? Наша рецензия на «Плохую девочку»
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше