Оповещения от Киноафиши
Скоро в прокате «Партенопа» 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Меню
favorites
Ваши билеты в личном кабинете

«Спайдерхед»: Рецензия Киноафиши

«Спайдерхед»: Рецензия Киноафиши

Фантастика об экспериментах со свободой воли.

Недалекое будущее. В этом «прекрасном» мире у осужденных за различные преступления есть право выбора — коротать срок в обыкновенной тюрьме строгого режима или стать подопытной крысой. Корпорация, принадлежащая ученому Стиву Абнести (Крис Хемсворт), приглашает заключенных к участию в испытании новых медицинских препаратов. По заверению Абнести, после тестирования психотропных веществ на людях препараты могут поступить на всемирный рынок — и, как говорится, перевернуть игру.

Одним из подопытных ученого, стоящего на острие науки, является Джефф (Майлз Теллер). Оказавшись в тюрьме из-за двойного убийства, совершенного по неосторожности, герой соглашается на опыты Абнести. Время от времени он вспоминает, кого лишился — друга и любимой девушки, севших с ним в машину в состоянии алкогольного опьянения. В современной исправительной колонии, где над заключенными и проводят разнообразные эксперименты, Джеффу одному из первых предлагают испытать N-40. Это психоделик, заставляющий испытывать человека любовь к кому угодно. Но, по традиции, не все пойдет так, как предполагает ученый.

«Спайдерхед» — новая фантастическая драма режиссера Джозефа Косински. Дебютировав в режиссуре в возрасте 36 лет с сиквелом «Трон: Наследие», Джозеф брался за разноплановые истории. В его арсенале и фантастический «Обливион» с Томом Крузом, и фильм-катастрофа «Дело храбрых» с Джошем Бролиным. Спустя несколько десятилетий Косински выпустил и сиквел «Топ Гана», не так давно представленный на Каннском кинофестивале. И новый «Спайдерхед» отлично вписывается в этот мультижанровый микс автора, который работает с большими бюджетами, но еще не выработал режиссерский почерк.

«Спайдерхед»: Рецензия Киноафиши
Спайдерхед

События фильма происходят в интерьерах тюрьмы, которая выглядит как место заключения, крайне привлекательное для пребывания там. Относительно свободное передвижение, современная медицина, досуг и развлечения для заключенных. Словом, любой каприз за деньги (будто бы налогоплательщиков, но не совсем) — лишь бы сохранить чистоту эксперимента. «Спайдерхед» будто воплощает то, что не получилось у знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента Филипа Зимбардо, — этическое соответствие и тесты на заключенных во благо человечества.

Но фактически лента Косински оказывается не тем, чем хочет выглядеть изначально. При знакомстве с главными действующими лицами неизбежно вскрывается подоплека всего действа, представленного на экране. Герой Хемсворта ссылается на комитет, которого не существует. Джефф играется с ролью кореша сумасшедшего ученого, хотя постепенно начинает разбираться, что происходит в этом загадочном лабораторном центре. Игра в поддавки как центральный метод, используемый режиссером, заводит его в маниакальный тупик — здесь люди перестают казаться хорошими и теряют человеческий облик.

«Спайдерхед»: Рецензия Киноафиши
Спайдерхед

Если попытаться придать «Спайдерхеду» подобие внятной характеристики, то перед нами шероховатый микс «Побега из Шоушенка» — с толком не раскрытыми героями, которых рисовали одной и той же краской, не промыв при этом кисточки, — и «Вечного сияния чистого разума» из параллельной вселенной, где сценарий к фильму писал не Чарли Кауфман. Все это разворачивается в парадигме «комендант — заключенный», читай — человек, обладающий властью, и человек, лишенный права на выбор. Согласие заключенных на инъекцию того или иного психоделика оказывается не более чем фикцией, как, в принципе, и вся интрига, заложенная авторами.

Сказать, что новая работа Косински несостоятельна, — слишком мягкий вердикт автору, у которого за спиной не самые провальные проекты. Но именно работа для стриминг-гиганта Netflix оказалась, как ни странно, наиболее ярко выраженной неудачей уроженца Айовы. Это типовая фантастика, режиссер которой боится выйти за рамки жанра и сделать шаг в сторону. За ширмой псевдоюмористических зарисовок режиссер пытается скрыть детально непродуманную философию. Все диалоги ученого о самоуправстве и величии — лишь беспочвенные монологи эгоистичного самодура.

«Спайдерхед»: Рецензия Киноафиши
Спайдерхед

Впрочем, даже халтура подобного уровня, без сомнения, найдет своего зрителя — поклонников фантастики средней руки (пресловутой категории B) в мире хоть отбавляй. Возможно, с ориентиром именно на эту аудиторию Косинки и не работал, намеренно не вдаваясь в детали и пробегая лишь по вершинам айсберга всех поднимаемых в ленте тем — от заигрываний в божественное провидение и исследования потенциала психоделической автократии до попыток подмены настоящих чувств и эксплуатации чужой воли в корыстных интересах. Однако для какого-либо сочувствия и эмпатии в отношении героев на экране этой «пробежки» отчаянно не хватает.

«Спайдерхед»: Рецензия Киноафиши
Спайдерхед

На выходе получаем сомнительный эксперимент над фантастическим тропом о свободе воли, который не поднимает планку жанра, не провоцирует к дискуссии и не отвечает на вопросы (ни с помощью намеков, ни буквально). 105 минут переливания из пустого в пустое — метафорический стакан «Спайдерхеда» никто не удосужился наполнить хотя бы подобием содержания, оставив гнить небезынтересную, в общем-то, идею у входной двери Джозефа Косински.

Зима 2024-2025 на экранах: главные сериалы сезона, которые нелзья пропустить
Бурак Озчивит обожает два русских блюда: об этом из них знают в Турции, но называют иначе
Какое слово должна знать каждая женщина? 6 цитат Софи Лорен, которые научат правильно жить
Легко даст фору красотке Хюррем: как в жизни выглядит Нигяр-калфа из «Великолепного века»
Почему в «Девчатах» пересняли почти все сцены с Анфисой: худсовету не понравился один нюанс
Для поднятия настроения: 3 веселых сериала от Netflix с новогодней атмосферой
Сто раз смотрели «12 стульев» Гайдая? Тест покажет, как хорошо вы помните детали фильма
Этого про Хюррем «Великолепный век» не рассказал: три «шалости», на которые Сулейман закрывал глаза
«Великолепный век» такого рассказать не мог: как в Османской империи преступники избегали правосудия
Думаете, что у всех фильмов одинаковые постеры? Так и есть: собрали 5 уморительных клише в оформлении афиш
Три мифа о нашем мире, в которые заставляет верить кино: как только развеяли №1, жить стало спокойнее
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше