«Монастырь»: Рецензия Киноафиши
Шок-контент: Настюшка «Опасность» Ивлеева прячется в келье женского монастыря.
19 ноября на Кинопоиске покажут долгожданный «Монастырь» — шестисерийный проект шоураннера Александры Ремизовой («Триггер», «Нулевой пациент») и режиссера-сосценариста Александра Молочникова («Мифы», «Скажи ей»). Новинка уже, пожалуй, заслужила звание самого обсуждаемого сериала этой осени в России. И причин для этого масса.
Во-первых, при каких-то странных обстоятельствах сериал Молочникова изъяли из программы первого фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон» в Сочи. Как раз после обращения ГРАДа (группа по расследованию антироссийской деятельности), когда постановки Молочникова отменили в Большом и Театре на Малой Бронной. Во-вторых, из-за довольно провокационного содержания представители общественного движения «Зов народа» запросили проверку сериала на оскорбление чувств верующих. И в-третьих, в главных ролях снялась блогер и телеведущая без профессионального актерского образования, эксцентричная Настя Ивлеева, для которой эта работа — драматический дебют.
В «Монастыре» Ивлеева сыграла роль тусовщицы Марии, которая ведет беспечную и разгульную жизнь за чужой счет. В России она разъезжает по Кинотаврам, а сейчас отдыхает в ОАЭ и подбивает подругу — жену миллиардера — поехать потанцевать на шумной вечеринке в Дубае. Однако все выходит из-под контроля, и наутро Маша просыпается одна где-то на пляжных лежаках в отельном полотенце. Из виллы ее выселили, ее счета заблокированы, а подруги и след простыл. Теперь Марии грозит тюрьма, и ее преследуют влиятельные люди. Первым рейсом девушка летит в Россию, но и здесь ее встречают неприятности в виде охранников, которых подослал муж подруги.
Как оказалось, все это из-за секс-видео с участием двух девушек и двух молодых парней — новых знакомых. Так что Маше ничего не остается, кроме как укрыться от всего этого в стенах монастыря в российской глубинке. А тем временем в небольшом провинциальном городке батюшка Варсонофий (Филипп Янковский) отпускает грехи местным жителям, с любовью и добротой поддерживая каждого, кто просит о помощи. Его сын Юра (Марк Эйдельштейн) мечтает о постриге в монахи. Но появление испорченной блогерши в святом месте неизбежно изменит привычный уклад богослужителей, которые в результате помогут ей обрести смысл жизни.
Сериальный дебют Молочникова снят на злободневную тему и рассказывает историю о перевоспитании девушки, живущей пустой жизнью. И в последнее время таких сюжетов о поколении без целей и ценностей становится все больше. В первую очередь вспоминается комедия «Непослушник» Владимира Котта о пранкере, который скрывается от полиции в монастыре и выдает себя за послушника, — референс очевиден. Комедия так выстрелила в прокате, что создатели фильма скоро выпустят продолжение. Но только «Монастырь» — драма и более серьезное киновысказывание о закостенелости института церкви и с другой стороны бессмысленном прожигании молодости безо всяких планов на будущее. Кажется, что новый сериал — микс «Непослушника» о пути исправления интернет-хулигана и «Капельника» о перевоспитании блогерши-наркоманки.
«Монастырь» не высмеивает вечные ценности, а напротив, возвращает людей к добру и любви к ближнему. Это красивый и увлекательный сериал о поиске смысла жизни, веры и своего внутреннего «я». А харизматичная Настюшка Опасность, которая органично вписалась в проект, перестает дурачиться и попивать винишко. В кадре уже совсем другая девушка в черном апостольнике и со слезами на глазах, которая неплохо справляется с актерскими задачами.
С первой серии проект затягивает во многом благодаря крутому монтажу: два совершенно разных мира соединяются склейкой, ярче высвечивая контраст между сценами из жизни смиренных монахов и тусовок развязной молодежи с большими деньгами. Кадры оператора Сергея Трофимова («Нулевой пациент») потрясающие. Они одинаково запоминаются болтовней на роскошной вилле с бассейном, «гонками» в пустыне и сценой пострига в монахи. Причем в результате создается эффект, подобный тому, как Папа Римский идет под LMFAO — Sexy and I Know It в «Молодом папе». И конечно, тот факт, что общественники выступают против подобной «дискредитации» Православной Церкви и «извращенного образа монашества» в лице Ивлеевой (что как-то уж совсем не милосердно), подтверждает: такие проекты нужны в современной России, в том числе и тем, кто так и норовит все время оскорбиться.