Санкт-Петербург — город Достоевского, мало кто будет с этим спорить. Гуляя по его сумеречным улицам, ты невольно представляешь себя Раскольниковым, Мышкиным или Голядкиным. Эту тёмную поэзию Достоевского особенно любят театральные режиссёры, поэтому в культурной столице огромное количество спектаклей по его произведениям. Мы собрали самые интересные постановки со всего Питера, чтобы у вас всегда был план на вечер. Есть классические спектакли, балет и совсем нестандартные формы.
Продолжительность спектакля «Преступление и наказание» в Александринском театре — пять часов. Венгерский режиссёр Аттила Виднянский в этом грандиозном спектакле задействовал сорок актёров, которые буквально оживляют текст Достоевского на сцене. Для зрителя это уникальная возможность увидеть роман в новой форме, где монологи Фёдора Михайловича говорит танец. В спектакле «Преступление и наказание» в Александринском театре Раскольников предстаёт не как страстный бунтарь, а скорее как юноша, погружённый в глубокие размышления о несправедливости мира. Его путь к пониманию жизни сопровождается абстрактными декорациями, которые время от времени отсылают к геометрии модернистов или создают ощущение мира, полного острых углов. Отзывы на спектакль «Преступление и наказание» отмечают, что в финале же этот сложный пазл собирается в единую картину — мы видим, как на этом фоне находит отражение современная реальность.
Где: Небольшой драматический театр
НДТ предлагает необычную версию «Преступления и наказания» — ироничную и в то же время философскую. Здесь роман превращается в историю поиска духовных и нравственных ориентиров в современном мире. На сцене появляются новые интерпретации известных вопросов о свободе, заблуждениях и любви. Главным новшеством этой постановки является персонаж Лектора, который помогает аудитории глубже понять философию романа и ставит под сомнение традиционные стереотипы о Достоевском. Спектакль провоцирует зрителя размышлять и пересматривать привычные взгляды, превращая вечер в настоящий интеллектуальный вызов.
Где: театр «Мастерская»
Постановка «Преступление и наказание» в Мастерской сделана в форме моноспектакля. Эта постановка фокусируется на нескольких днях жизни Родиона Раскольникова и предлагает зрителю пройти вместе с героем путь от самообмана и уверенности в собственной исключительности до искреннего раскаяния. Режиссёр ставит героя в мир зеркал, которые, окружая героя, символизируют его внутренние кошмары, а лабиринт сцены подчёркивает попытки Раскольникова разобраться в себе, в своей судьбе и в отношениях с Богом. Отзывы на спектакль «Преступление и наказание» в Мастерской пишут, что он превращается в глубокое исследование человеческой души, и зритель становится полноценным соучастником этих поисков.
Спектакль «Преступление и наказание» в БДТ поставил японец Мотои Миура, известный своими интерпретациями классики. Эта постановка особенно интересна тем, что его действие происходит буквально там, где разворачиваются события романа — на Сенной площади, в историческом центре Петербурга. Отзывы на «Преступление и наказание» в БДТ пишут, что постановка удивительно сочетает в себе «западный психологизм и восточный символизм», создавая уникальное сценическое пространство. Художник Итару Сугимото создает на сцене кирпичную стену, которая словно олицетворяет мрачную сторону городской жизни. Актёры появляются и исчезают в дверных проёмах, как будто из ниоткуда в никуда, они тени прошлого и настоящего. Это произведение — настоящее столкновение культур и поколений, которое заставляет зрителя по-новому взглянуть на классический сюжет.
Где: Дом Достоевского
Тем, кто хочет буквально пройтись по следам героев «Преступления и наказания», стоит обратить внимание на уникальный аудиоспектакль-прогулку по Петербургу по мотивам произведения Достоевского. Этот иммерсивный опыт позволяет не только окунуться в атмосферу романа, но и физически пройти тот самый маршрут, который когда-то прошёл Родион Раскольников. Прогулка начинается у дома, где жил сам Достоевский, и проходит через такие знаковые места, как Столярный переулок, Кокушкин мост и набережная канала Грибоедова. «Вы погружаетесь в мир героев», идёте по тем же улицам и площадям, которые вдохновляли автора на создание одного из его главных произведений. Этот спектакль позволяет вам прожить ключевые моменты романа, ощущая ту самую мучительность выбора, с которой столкнулся Раскольников. Вопрос, можно ли что-то изменить в этом мире, остаётся открытым и для участников прогулки.
Где: театр «Мастерская»
Когда: 20 ноября
«Бесы» в театре «Мастерская» предлагает совершенно новый взгляд на произведение Достоевского. Это не просто серьёзная драма, а настоящая насмешка над идеологическими заблуждениями и претензиями. На сцене происходит настоящий карнавал, где ужасы превращаются в комические ситуации, а демоны — в шутов. Гротескное исполнение, яркий грим и преувеличенная пластика актёров подчёркивают «ничтожность мысли и фальшь идеологических выкриков». Главный герой, Пётр Верховенский, превращается в коварного интригана, который манипулирует окружающими и разрушает всё, что связывает его с прошлым. Однако главный вопрос спектакля — это не столько социальная критика, сколько размышление о глубинных причинах зла. Какова природа таких людей, как Верховенский? Отзывы на «Бесов» в Мастерской отмечают, что режиссёр не даёт ответ на вопрос «Где корни зла?». Зрителю нужно самому задуматься над тем, как формируется личность и что приводит её к разрушению.
Где: театр Ленсовета
Спектакль «Бесы» по Достоевскому в театре имени Ленсовета рассказывает о личной борьбе человека с внутренними демонами. В центре внимания не столько общественные конфликты, сколько душевные терзания героев. «Что-то происходит» внутри каждого персонажа, когда он сталкивается с тёмными сторонами своей души. Актёры «Бесов» в Ленсовета поднимают сложные вопросы о вере, смерти и человеческом достоинстве, они ищут ответы на важные вопросы: как сохранить душу, как противостоять злу и как принять неизбежное. «Конец непременно будет», но останется ли у человека сила сопротивляться или он примирится с неизбежным? Отзывы на спектакль «Бесы» в Ленсовета говорят, что это философское размышление о смысле жизни и неизбежности смерти, которое не оставляет равнодушным.
Где: театр «Мастерская»
«Братья Карамазовы» в театре «Мастерская» - поставил мэтр сцены Григорий Козлов. Его постановка переносит зрителей в город, где мирную жизнь семейства разрушает убийство отца. Изначально создаётся ощущение, что это история о деньгах и интригах внутри семьи за наследство, но на деле всё гораздо глубже. Отзывы на «Братьев Карамазовых» пишут, что это спектакль о вере, бессмертии души и внутренних борьбах героев. Он раскрывает перед зрителями философские вопросы, которые задаёт писатель, а их решения каждый герой пытается найти на своём пути. Отношения между братьями, их взгляды на жизнь и религию становятся центром постановки.
Где: Небольшой драматический театр
Лев Эренбург и его актёрский курс также обратились к «Братьям Карамазовым», но сделали это по-особенному. Роман разбит на отдельные, динамичные эпизоды, которые изначально ставили сами студенты. Эта постановка далека от привычного театра: нет привычного чтения романа или морализаторских ноток. Наоборот, здесь ощущается пылкий драйв, молодая сила и даже в молчании слышится скрытая напряжённость. Особенностью постановки «Преступления и наказания» Эренбурга является перенос акцента с Бога на искушение и внутреннюю борьбу человека с тёмной стороной своей души. С этой точки зрения спектакль показывает разрушительные силы, которые действуют в каждом человеке, и выводит на передний план вопрос — что же победит: свет или тьма?
Где: Новая сцена Александринки
Алексей Кононов предлагает зрителям камерный, но не менее глубокий балет по повести Достоевского «Кроткая». Здесь фокус внимания обращён на личные трагедии пары и внутренние разрушения, которые происходят без всяких глобальных катастроф. Режиссёр в своей постановке задаётся вопросом, почему люди склонны к самоуничтожению и взаимной деструкции. Спектакль сопровождается оркестровой музыкой и отличается уникальными декоративными элементами. Зритель погружается в мир воспоминаний главного героя, который, стоя над телом своей жены, размышляет о том, что привело их к трагедии, и пытается найти ответы на вопрос, почему это произошло.
Где: ТЮЗ Брянцева
Артём Злобин предлагает свою интерпретацию «Кроткой» в постановке «Кроткая. Монтаж». Его спектакли всегда отличались оригинальным подходом, и эта работа не стала исключением. В его версии присутствует не только трагизм, но и ирония, а герои, стремясь к любви, часто не понимают, что на самом деле она для них значит. Отзывы на «Кроткая. Монтаж» в ТЮЗе пишут, что это история о том, как несоответствие ожиданий друг к другу и непонимание собственных чувств приводит к неизбежной катастрофе. Злобин на передний план ставит одиночество и совесть, показывая, как внутренние комплексы и неуверенность разрушают даже самые светлые чувства.
Где: Дом Офицеров
Моноспектакль Евгения Стычкина «Кроткая» предлагает более личное и философское прочтение произведения. Режиссёр называет своё произведение «песнью о любви», где каждый зритель может найти что-то близкое своему сердцу. Для Стычкина важно показать, что жизнь может оборваться в любой момент, поэтому так важно выражать свои чувства, не скрываясь за масками и не боясь показаться уязвимым. Отзывы на моноспектакль говорят, что в спектакле нет ни одного слова, произнесённого впустую, всё наполнено глубоким смыслом и личными переживаниями.